2019 год – год столетия замечательного советского и российского писателя, киносценариста, общественного деятеля Даниила Гранина и год 75-летия снятия блокады Ленинграда. Этим двум событиям был посвящен урок мужества «Эпопея человеческих страданий», состоявшийся в Джубгской городской библиотеке, на который были приглашены учащиеся 9-го класса.
Даниил Гранин родился 1 января 1919 г. в селе Волынь Курской области, в семье лесника. Первые годы прошли в лесной глубинке. Потом семья перебралась в Ленинград. В школе Даниил очень любил литературу и историю, но после окончания поступил на электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, который окончил в 1940.
С началом Великой Отечественной войны Даниил Гранин ушёл в народное ополчение. Воевал на Ленинградском, Прибалтийском фронтах. Писатель вспоминал: «У меня была очень тяжелая война. Ленинградский фронт был очень тяжелый. Умирали солдаты не только от бомбежек, артобстрелов, но и от голода, от дистрофии. Еще это север. Была страшная зима 1941-1942 годов. Первый мороз ударил 12 октября. Дров нет. Снегом засыпает окопы. Полушубков не хватает. Фурункулез. Цинга. Рядом был город, который умирал от голода. Голод был внутри нашего фронта и снаружи». Д. Гранин блокадную зиму провёл в окопах под Пушкином. После войны Гранин не думал становиться писателем. Литература для него была удовольствием. Он работал в то время в Ленэнерго, восстанавливая разрушенное энергетическое хозяйство города.
В начале творческого пути Гранин обращается к научной теме, пишет об учёных, инженерах. В центре его внимания – проблемы научно-технического творчества. Все его произведения издавались большими тиражами и пользовались популярностью у читателей. Позднее Гранин обращается и к военной теме.
Событием в жизни страны стал выход «Блокадной книги», написанной Граниным совместно с белорусским писателем Алесем Адамовичем. В ней авторы на документальном материале попытались честно и без прикрас описать жизнь в Ленинграде во время 900-дневной блокады. Основные проблемы, поднимаемые авторами в этом произведении, стали предметом обсуждения участниками нашего мероприятия.
Ребята безошибочно определили, что первая и самая главная проблема – это голод. Библиотекари на примерах воспоминаний, приводимых в «Блокадной книге», показали, как голод может до неузнаваемости изменить человека, превратить его в дикое животное. Рассказали и о других проблемах, с которыми пришлось столкнуться ленинградцам во время блокады. Это нестерпимый холод, непосильный труд. Это дети, лишенные детства, семьи, рано взрослеющие.
Глубоко затронула души ребят история Юры Рябинкина. Перелистывая страницы его дневника, приведенного в «Блокадной книге», библиотекари и участники мероприятия вместе с Юрой оценивали его поступки, следили за становлением его характера, переживали за судьбу матери и младшей сестры Ирины.
Подводя итоги, библиотекари вместе с юными читателями пришли выводу о том, что «Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина показывает, что война — это, безусловно, страшно. Но именно в это ужасное для России время человек раскрывался полностью, сбрасывал личину: под видом строгой, злой на вид женщины оказывался добрейшей души человек. И наоборот. Главное, о чём мечтали люди, — сохранить в себе Человека, чтобы, если выживешь, было не стыдно за содеянное. Слова Д. Гранина о том, что главное «не расчеловечиться» в любой, даже в самой страшной ситуации, весьма актуально звучат и сегодня. И на вопрос авторов: «А надо ли бередить это всё? Давно ведь было…» школьники уверенно заявили, что помнить о тех событиях необходимо для того, чтобы подобное никогда не повторилось.